Наньцюань — один из самых распространенных стилей ушу на юге Китая. Он сформировался в эпоху династии Мин (1368-1644) и объединяет много различных стилей. Среди знаменитых пять основных: кулак семьи Хун, семьи Цай, семьи Лю, семьи Ли и семьи Мо. К множеству других менее известных стилей относятся и такие стили как "кулак пяти предков" (five-ancestor Chuan) и "кулак черного тигра".

Наньцюань характерны устойчивые низкие стойки и низкое расположение центра тяжести, ритмичные движения. Мягкость и твердость дополняют друг друга (при этом твердость остается ведущей), ускорения и замедления чередуются, переходя друг в друга. При ускорении действия становятся стремительными, но остаются чёткими, а при замедлении становятся осмотрительными и сильными.

Говоря о технике работы корпусом, следует особенно подчеркнуть единство действий корпуса, талии, рук и ног; непрерывный круговорот подъёмов и опусканий. Ставка делается на прыжки и молниеносные развороты, плечо идёт вслед за рукой, талия побуждает вращение рук, во всем сохраняется цельность и слаженность. Удары кулаками сильные, мощные, сила жестка. Среди других стилей наньцюань выделяется жёсткостью и волей.

Энергия ци помещена в даньтянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.

В книге «100 вопросов по ушу» Чжан Юкун отмечает огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна позиция – много рук» и «Один шаг – несколько приёмов руками». К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: «На юге кулаки, на севере – ноги».

Благодаря своей силе и мощи Наньцюань популярен среди молодежи и в настоящее время является одним из основных соревновательных видов ушу.

Хунцзя-цюань (хунгар, хунгар-цюань) является одним из известных стилей, сформировавшихся в провинции Гуандун. Происхождение стиля имеет несколько версий. Согласно одной из них данный стиль был создан Хун Игуанем (в некоторых источниках Хин Сигунем), который стал известным благодаря своей борьбе против маньчжурских завоевателей. Другая же известная версия гласит, что стиль берёт начало от Хун Сюцюаня, организатора и главного руководителя восстания тайпинов.

Какая из данных двух версий точнее сказать, сложно, в связи с чем, исследователи считают, что у хунцзя-цюань нет какого-то одного отца-основателя. Вероятно, стиль формировался постепенно, и в его создании было задействовано несколько выдающихся мастеров ушу. Подобный подход к вопросу об истории формирования стиля вполне оправдан, тем более что и сегодня в Китае нет единой школы хунцзя, а наоборот есть несколько десятков его разновидностей, объединённых сходными принципами и техникой ведения боя. Помимо прочего стиль хунцзя был распространён среди членов общины Хуна (имеется в виду упоминавшийся в начале статьи Хун Сюцуань), где он культивировался и передавался от поколения к поколению.

На сегодняшний день хунцзя-цюань является довольно известным и распространённым стилем. Своей известностью стиль во многом обязан всё тому же Хун Сюцуаню, поскольку именно ученики данного направления хунцзя в процессе эмиграции привезли этот стиль на Запад, где он больше стал известен под названием «хунгар». Кроме китайского хунцзя-цюань также получило распространение и вьетнамское направление стиля, именуемое «хонг-за-куэн». При переводе на другие языки стиль именуют либо «красный кулак» (поскольку «хун» в переводе с китайского означает «красный»), либо «кулак семьи Хуна» (имея в виду версию происхождения стиля от Хуна Сюцуаня).

Техника стиля имеет свои особенности, среди которых можно подчеркнуть жёсткость и собранность всех совершаемых бойцом движений. Тактика поединка в основном предполагает оборону и только затем атаку, хотя, безусловно, техника стиля имеет в своём арсенале атакующие и контратакующие приёмы. Что касается дистанции ведения боя, то в хунцзя отдаётся предпочтения ближнему бою, хотя есть и некоторые исключения. Так, например, мастер хунцзя-цюань Чэнь Цзяньшань зачастую использовал несколько коротких ударов на ближней дистанции, передвигаясь короткими шагами, а затем, когда противник отступал, мастер выполнял длинный прыжок и наносил прямой удар рукой в пах или живот.

В процессе тренировок достаточно много внимания уделяется закалке тела и практике жёсткого цигун, в результате чего боец обретает способность продолжать поединок, даже после пропуска сильного удара. Кроме боевого аспекта практика укрепления тела и духа преследует также оздоровительные цели. В любом случае, человек систематически и последовательно занимающийся хунцзя-цюань обязательно со временем становится гармоничной личностью и хорошим бойцом.

18 мая 2007 г.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.