Одной из наиболее любопытных черт Тайцзицюань является разработанная философская основа, присутствующая в каждом базовом принципе и движении и согласующаяся с даосской моделью мироздания. Связь с древнейшими натурфилософскими системами появилась еще до того, как возникло название «Кулак Великого Предела», что нашло свое отражение в старых названиях Тайцзицюань, в том числе и в названии «тринадцать форм» (十三式).

Тринадцать форм, составляющих основу искусства тайцзицюань, включают в себя восемь технических действий рук («восемь врат», 八 門), каждому из которых поставлена в соответствие одна из триграм Ицзинь, и пять действий ног.

Действия рук: 八 門

«Восемь врат» олицетворяют восемь триграм и соответствуют следующим действиям рук:

四正方
4 прямых направления
Цянь пэн защита
Ли ань толкать
Кань цзи давить
Кунь люй отведение
四隅方
4 диагональных направления
Сюнь цай отведение вниз
Чжень ле разведение
Чэнь као толчок предплечьем
Дуй чжоу локоть

В приведенной системе соответствий существенно то, что движения и позиции своим характером отражают специфику каждой триграммы «Книги перемен», обусловленную порядком расположения черт. Цзянь Фусинь приводит следующие варианты толкования этой взаимосвязи:

Действие Пэн (защита) соответствует триграмме Цянь, состоящей из трех активных черт Ян, и характер защитных действий в Тайцэицюань — активный, эластичный, построенный на использовании энергетических «всплесков».

Действию Цзи («давить») соответствует триграмма Кань, состоящая из двух черт Инь и черты Ян в середине. Именно поэтому характер действия Цзи напоминает действие воды: мягкое и податливое снаружи оно остается активным внутри и не знает себе равных в преодолении твердого и жесткого.

Триграмме Ли «огонь» соответствует действие Ань — «толкать». Расположение черт (иньская черта между двумя чертами Ян) раскрывает секрет этого движения: если в начале толчка (нижняя черта Ян) вы наталкиваетесь на противодействие, то следует на мгновение ослабить руки (черта Инь в середине), в результате чего противник потеряет равновесие, и сразу же возобновить толчок (верхняя черта Ян), повергнув его на землю.

Действия ног: 五步

Пять действий ног — передают идею пяти первоэлементов (огня, воды, дерева, металла, почвы) и также могут быть охарактеризовани исходя из свойств соответствующего элемента.

  1. продвижение вперед (цянь цзинь 前進),
  2. отступление назад (хоу туй 後退),
  3. поворот влево (цзо гу 左顧),
  4. поворот вправо (ю пань 右盼),
  5. центрирование-укоренение (чжун дин 中定)

При подготовке использованы материалы:

 

Практикующие Тайцзицюань должны дышать естественно, без усилий. На занятиях Тайцзицюань ваше дыхание не должно нарушать равномерность движений, а ваши движения не должны мешать естественности дыхания.

Это не означает, однако, что можно к дыханию относиться с пренебрежением. Ни для кого не секрет, что Тайцзицюань - своеобразная разновидность Цигун. Китайский цигун главным образом распространен в двух формах: "статичный" и "движущийся". "Статичный" Цигун использует в качестве основного средства сосредоточение и медитацию в застывшей позе. "Движущийся" включает в себя Движения рук, ног и тела. Тайцзицюань соединяет в себе лучшее из "движущегося" цигун и медитацию в Движении. Таким образом в упражнениях Тайцзицюань использование дыхательных упражнений абсолютно необходимо. Без дыхательных упражнений Тайцзицюань потерял бы довольно значительную часть своей сути и превратился бы в одну из многих неопределенных систем физкультурных упражнений. Без дыхательных упражнений Тайцзицюань утратил бы свое оздоровительное и терапевтическое воздействие на организм. Не допускается здесь и безалаберное! в выполнении дыхательных упражнений.

Тайцзицюань придает особое значение естественному брюшному дыханию. То, что обычно называют естественным брюшным дыханием, производится глубоким вдохом за счет плавного расширения брюшной полости и выдохом, используя медленное сокращение брюшных мускулов. Только с помощью медленного, глубокого брюшного дыхания ваши занятия Тайцзицюань могут принести вам пользу и наибольший эффект. Однако такое дыхание следует сделать для вас естественным. Никогда не пытайтесь насильно заставлять себя дышать "как следует" во время упражнений. Если вы попробуете искусственно подогнать свой метод дыхания под стиль движения, то, скорее всего, причините себе вред.

Вот несколько основных правил дыхания:

- если руки или ладони двигаются вверх, назад или к себе, проследите, чтобы во время вдоха язык был приподнят к верхнему нёбу;

- если руки или ладони двигаются вниз, вперед или от себя, проследите, чтобы во время вашего выдоха язык расслабленным опускался на свое ложе;

- если ваши руки двигаются в противоположных направлениях, дыхание должно руководствоваться движением той руки, которая согласуется с вашим дыханием.

Однако начинающим браться за это не рекомендуется. К этому лучше вернуться, когда вы успешно освоите каждую позу в отдельности. Тогда вам будет по силам согласовать свое дыхание с самыми сложными движениями в соответствии с требованиями приведенных правил.

Для достижения наибольшей пользы от дыхательных упражнений лучше всего осваивать их под непосредственным руководством опытного наставника, особенно в начальной стадии обучения. Дыхание тесно связано с правильностью выполнения упражнений и расслаблением. Когда вы расслаблены, ваше дыхание становится легким, точно так же при правильном выполнении упражнений ваше дыхание изменяется естественным образом и становится таким, какое требует Тайцзицюань

 

Оригинал: http://china.kulichki.com/wushu/styles/taijiquan/0011.shtml

Великий Пpедел pождается из Беспpедельного, и он есть матеpь инь и ян. Двигаясь, он pазделяет. Пpебывая в покое, он соединяет.

Hе должно быть ни недостатка, ни избытка. Следyй (действию силы), сгибайся и затем pаспpямляйся. Когда сопеpник твеpд, я мягок: это называется yстyпчивостью. Когда я влекyсь за отстyпающим сопеpником, это называется пpилипанием.

Когда сопеpник движется быстpо, откликайся быстpо. Когда сопеpник движется медленно, следyй за ним медленно. Хотя пpевpащениям нет числа, всех их пpонизывает один пpинцип.

Усвоив пpавила сопpикосновения, можно понемногy вникать во "всеведающyю чyвствительность", а от овладения "всеведyщей чyвствительностью" возвышаться до пpосветленности дyха. Однако же без длительных занятий, невозможно вдpyг достичь внyтpеннего пpоникновения.

Впyсти в себя пyстотy, пyсть сила yстpемляется к темени, а ци опyскается в Киноваpное Поле.

Hе отклоняйся в стоpонy и не ищи на стоpоне опоpы. Внезапно скpываться, внезапно появляться. Когда сила пpилагается к левой стоpоне, то левая стоpона пyста. А когда сила пpилагается к пpавой стоpоне, то пyста пpавая стоpона. Глядишь ввеpх — как бyдто yлетаешь в недостижимyю высь. Обpащаешь взоp вниз. — как-бyдто погpyжаешься в недостижимyю глyбинy. Когда сопеpник настyпает, pастягиваешься все больше. Когда сопеpник отстyпает, спешишь за ним все быстpее. Hи одного пеpышка нельзя добавить, даже мyха не может сесть (Так описывается здесь необыкновенно обостpенная чyвствительность мастеpа, ощyщающего даже касание пеpышка и мyхи.). Пpотивник не знает меня, а я знаю пpотивника. Вот благодаpя чемy геpой не имеет достойных его вpагов.

Сyществyет множество школ кyлачного искyсства, но, как бы ни были pазличны пpинятые в них позы, искyсство их сводится к томy, что здоpовый побеждает хилого, а неповоpотливый yстyпает ловкомy. Hо если сильный побивает бессильного, а медленные pyки yстyпают быстpым pyкам, то это пpоисходит от способностей, данных пpиpодой, а не пpиобpетается yчением.

Поpазмыслите над изpечением: "четыpе фyнта могyт оттолкнyть тысячy пyдов". Такого не добьешься одной силой. И вот еще: один стаpик может спpавиться с толпой людей. Разве можно достичь этого одной ловкостью?

Стоишь, как весы. Вpащаешься, как тележное колесо. Меняя точкy опоpы, следyй вpащению. Если же вес пpиходится на обе ноги сpазy, бyдешь неповоpотлив. Когда yченик не может постичь смысл вpащения даже после многих лет занятий, то так полyчается оттого, что он не понимает поpочность pавномеpного pаспpеделения веса на обе ноги. Если хочешь избавиться от этого поpока, ты должен знать чеpедование инь и ян.

Пpилипание есть также yход. Уход есть также пpилипание. Ян не отpывается от инь, инь не отpывается от ян. Когда инь и ян дpyг дpyга восполняют, пpиходит "всеведающая чyвствительность". Обpети "всеведающyю чyвствительность" и тогда чем больше бyдешь заниматься, тем одyхотвоpеннее бyдет в тебе сила. Молча yсваивай заветы yчителя, словно втиpая в себя истинy, и постепенно достигнешь того, что бyдешь вольно следовать велениям сеpдца.

Главная истина: оставляй себя, следyй за дpyгим. Большая ошибка: отказываться от близкого и гнаться за далеким. Это называется: "пpосчет на веpшок влечет за собой пpомах на тысячy ли". Учащийся не может не вникнyть в это как можно подpобнее.

Оригинал: В. В. Малявин, Традиция "внутренних школ" ушу

ПРИНЦИП

Вещи, рассеиваясь, непременно сойдутся воедино, а разделяясь, непременно образуют согласие. Каждая вещь, существующая между Небом и Землей во всех четырех сторонах и восьми пределах света, имеет свое установленное место, и все мириады явлений имеют свой исток. Единый корень может разделиться на десять тысяч ветвей, а десять тысяч ветвей могут сойтись в одном корне. Постижение кулачного искусства тоже следует этому общему правилу.

Тайцзицюань имеет множество внешних форм, но каждое движение в нем наполнено силой. И хотя фигуры тайцзицюань непрестанно меняются, сила в нем идет из одного источника. То, что называется здесь единым, есть то единство, которое охватывает все наше тело от темени до пят, четыре конечности и скелет; его внутренняя сторона - это внутренние органы, сухожилия и кости, его внешняя сторона - мышцы, плоть и кожа. Попробуй расколоть его - и оно не раскроется. Бей по нему - и оно не рассыплется. Если верх движется, низ ему следует; если низ движется, то верх сам его ведет. Верх и низ движутся, а середина откликается их движению. Середина движется, а верх и низ пребывают в согласии с ним. Внутреннее и внешнее друг в друге продолжаются, переднее и заднее друг друга поддерживают. Вот почему говорится: "пронизано одной нитью".

Однако все следует делать без усилия. В нужное время двигайся то как дракон, то как тигр, и устремляйся вперед, как молния. Но если необходимо - будь покоен и не выказывай себя, будь незыблем, как гора. Когда ты покоен, пусть все в тебе до последней частицы покоится, Когда ты движешься, пусть в тебе не будет ничего, что не двигалось бы. Будь подобен воде, неудержимо стремящейся вниз. Будь подобен огню, который стремительно распространяется вокруг и не поддается тушению. Не поддавайся праздным мыслям, не обременяй себя заботами, искренне действуй, как велит обстановка - и только.

Духовная сила накапливается постепенно день за днем. Мастерство появляется только после долгих занятий. Чтобы постичь науку "одной нити", на которой зиждется наша школа, нужно учиться и дойти до самого предела знания, - только тогда появится истинное мастерство. Независимо от того, трудно или легко дается тебе наука, занимайся только совершенствованием мастерства, не ленясь, но и не подгоняя себя. Усваивай все по порядку, и тогда все члены тела сами собой сольются в одно "всепроницающее единство", верх и низ, внутреннее и внешнее образуют единую нить, все рассеянное соберется в одно, все разделенное обретет взаимное согласие, и все тело вернется к Единому дыханию!

ДЫХАНИЕ

Между Небом и Землей нет ничего, что, уходя, не возвращалось бы назад, а будучи прямым, не искривлялось. У каждой вещи есть своя противоположность, в каждом событии есть движение вспять. Такова неизменная истина.

Если главное - единое, то почему оно разделяется на два? То, что зовется двоичностью, есть выдох и вдох, а выдох и вдох - это силы Инь и Ян. Дыхание не может быть без выдоха и вдоха. Выдох - это Ян, вдох - это Инь, поднятие - это Ян, опускание - это Инь. Вот что такое разделение Инь и Ян.

Что же такое чистое и грязное? То, что поднимается вверх, - это чистое. То, что опускается вниз, - это грязное. Чистое - это Ян, грузное - это Инь. Дыхание не может быть без Инь и Ян, подобно тому, как человек не может быть без движения и покоя. Но, хотя дыхание разделяется на два, оно возвращается к единому. Нужно усердно идти к этому единому, нельзя связывать себя противопоставлениями!

ТРИ КОЛЕНЦА

Дыхание наполняет все тело, а само тело разделяется на множество членов. Если судить с точки зрения отдельных частей тела, то мы далеко отойдем от истинного смысла кулачного искусства. Лучше различать в теле только "три коленца".

В теле эти "три коленца" соответствуют голове, груди и ногам.

В голове лоб - верхнее коленце, нос - среднее коленце, рот - нижнее коленце.

В туловище грудь - верхнее коленце, живот - среднее коленце, Киноварное поле - нижнее коленце.

В ноге бедро - верхнее коленце, колено - среднее коленце, ступня - нижнее коленце.

В руке плечо - верхнее коленце, локоть - среднее коленце, ладонь - нижнее коленце.

Так от макушки до пятки всюду есть "три коленца". Если не уяснить, где находится верхнее коленце, в теле не будет главы. Если не знать, где находится среднее коленце, не будет наполненности в туловище. Если не знать, где находится нижнее коленце, в ногах не будет устойчивости. Вот почему к "трем коленцам" нельзя не отнестись без внимания.

Когда приводится в действие жизненная энергия, она поднимается от крайних коленец, следует через среднее коленце и находит выход в корневом коленце. Так происходит, если рассматривать тело по частям. А если рассматривать тело в его единстве, тогда все его члены, от темени до пят, окажутся одним коленцем.

ЧЕТЫРЕ КОНЧИКА

Внешние края тела образуют так называемые "четыре кончика". Жизненная энергия, распространяясь изнутри тела, находит себе выход через эти кончики.

Что же называют "четырьмя кончиками"? Первый среди них - это волосы, кои являются кончиком крови, а кровь - это океан энергии.

Язык - это оконечность плоти, а плоть есть вместилище энергии. Если энергия не пронизывает плоть, ей будет негде накапливаться.

Зубы - это оконечность скелета, а ногти - оконечность сухожилий. Энергия рождается в костях и переходит в сухожилия. Поэтому, не достигнув зубов и ногтей, она не наполнит собою тело.

Если "четыре кончика" тела будет наполнены, то и жизненной силы в теле будет достаточно.

ТРИ СОЕДИНЕНИЯ

"Три соединения" означают: сердце соединено с волей, энергия соединена с физической силой, сухожилия соединены с костями. Таковы "три внутренних соединения".

Когда ладони действуют в согласии со ступнями, локти действуют в согласии с коленями, а плечи действуют в согласии с бедрами, это называется "три внешних соединения".

Когда левая ладонь согласуется с правой ступней, левый локоть - с правым коленом, а левое плечо - с правым бедром, это называется "три соединения правого с левым".

Когда голова в согласии с ладонями, ладони - в согласии с телом, а тело - в согласии с шагами, то здесь тоже есть "три внешних соединения". А когда сердце в согласии с глазами, желчный пузырь - в согласии с сухожилиями, селезенка - в согласии с плотью, легкие - в согласии с телом, а почки - в согласии с костями, это тоже называется "внутренним соединением".

Если говорить в целом, когда что-то одно приходит в движение, нет ничего, что бы не двигалось. В одном соединении присутствуют все соединения.

ШЕСТЬ ВЕДУЩИХ

Что такое "шесть ведущих"? Голова - это венец шести начал Ян и вождь всего тела, а потому голову нельзя не признать "ведущим" тела. Ладонь выдвинута вперед, а основа ее - в плече. Если плечо не будет действовать, ладонь не выдвинется вперед. Вот почему плечо тоже нужно считать одним из "ведущих" тела. Энергия собирается в локте, жизненная сила действует через поясницу. Если поясница не возьмет на себя роль ведущего, энергия в теле рассеется и потеряет напор. Вот почему поясница - тоже относится к "ведущим" тела. Воля пронизывает все тело и действует через шаг. Если шаг не является "ведущим", воля лишится своей силы. Вот почему следует с вниманием отнестись к ее "ведущему"! А кроме того, чтобы пойти вверх и влево, нужно сделать "ведущим" правое, а чтобы пойти вверх и вправо, нужно сделать "ведущим" левое. А вместе получается "шесть ведущих".

Когда нечто становится "ведущим" движения, в теле все начинает двигаться. Таков принцип "шести ведущих".

ПРИЕМЫ ШАГА

Шаг - это основа всего тела, средоточие всех движений. Все действия в поединке зависят от шага! Без правильного шага можно ли овладеть секретом бесчисленных метаморфоз телесного облика? Говорят: "Наблюдение - в глазах, превращения - в сердце". А правильное, без усилий осуществляемое перемещение по земле целиком зависит от шага.

Движения проистекают из Непостижимого, вдохновенный танец имеет своим началом неосознаваемое. Ноги же непроизвольно начинают двигаться раньше всех частей тела. Это называется: "верх еще только хочет начать движение, а низ уже ему следует".

Кроме того, следует четко разделять шаги передней и задней ног. В каждое мгновение движения передняя и задняя ноги должны двигаться в согласии.

Если говорить в целом, то жизненность всех движений зависит от шага. Значение шага необычайно велико!

ТВЕРДОЕ И МЯГКОЕ

Секрет применения кулачного искусства - только в энергии и силе. Однако же энергия может быть сильной или слабой, а сила может быть твердой или мягкой. Сильной энергии соответствует твердая сила, а слабой энергии - мягкая. Распределение же твердости и мягкости зависит от умения сочетать силу и ловкость.

Действие твердой или мягкой силы проистекает из способа раскрытия жизненной силы. Когда конечности движутся и жизненная энергия обращена вовне, а внутри ты покоен и незыблем, тогда сила тверда. Когда энергия собирается внутри, а снаружи ты легок и уступчив, сила мягка. Однако же применение твердости невозможно без мягкости. Ибо, если не будет мягкого, скорость движения будет невелика. Применение же мягкости тоже невозможно без твердости, ибо, если не будет твердости, удар не будет проницающим. Твердое и мягкое друг друга дополняют, и все виды ударов благодаря этому обретают естественность.

Твердость и мягкость нельзя применять порознь - в воинском искусстве нужно всегда об этом помнить!

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОИНСКОГО ИСКУССТВА

В "Заветах об основах" говорится: "Удар выходит из сердца, кулак следует за волей". Всегда нужно знать себя, знать противника и изменяться в соответствии с обстановкой.

Кулачное искусство подобно искусству полководца: нападаешь, не готовясь, отходишь, не думая. С виду пуст, а в действительности наполнен. С виду наполнен, а в действительности пуст. Уходи от наполненности, заполняй пустоту, держись за корень, стремись к ветвям. Не принимай никаких условий поединка, обликом будь подобен переменчивому дракону и грозному тигру; нападая же на противников, врывайся в их ряды, как пушечное ядро.

Верх, середина, низ - все наполнено энергией. Туловище, руки, ноги - все движется безупречно по правилам, руки не поднимаются попусту и не бьют в пустоту, дух вечно бодр.

Древние говорили: "Сердце - как порох, руки - как арбалет. Когда приходит в действие духовная пружина, даже птице трудно уклониться от удара. Тело подобно согнутому луку, руки подобны спущенной с лука стреле. От зычного крика замертво падают птицы - таково действие чудесной силы".

Нанося удар вверх, наблюдай за тем, что делается под ногами. Руки должны двигаться быстро, ноги должны быть легки, обстановку разведывай, крадясь кошачьим шагом. Сердце должно быть сосредоточенным, глаза должны быть ясными. Когда руки и ноги действуют заодно, достигаешь подлинности в движении. Если рука действует, а тело не действует, удар не будет иметь успеха. А когда рука и тело действуют заодно, противник будет смят, как трава.

Когда занимаешься один, действуй так, словно перед тобой противник. Когда ведешь схватку, действуй так, словно перед тобой никого нет.

Сердцем нужно всех опережать, волей нужно всех побеждать, телом нужно самому нападать, шагом нужно всех превосходить. Голова должна стоять прямо, поясница должна осесть прочно. Киноварное поле должно вращаться, от темени до пят - все проникнуто Единым дыханием.

Предшествующее движение - учитель, последующее движение - ученик. Лучше думать о том, как наступать, чем думать о том, как отступать. Секрет мастерства заключается в "единении сердца", и не более того! Единая истина развертывается в двух видах дыхания, претворяется через три коленца, проявляется в четырех кончиках и достигает полноты в круговороте пяти стихий.

Заниматься кулачным искусством нужно неустанно. Сначала приходится заставлять себя, но со временем это становится естеством. Наука кулачного искусства только в том и состоит!

ПЕСНЬ О СЕКРЕТНЫХ НАСТАВЛЕНИЯХ

Эзотерический вариант:

Все тело - одна пустота.
Нет форм и нет образов.
Откликаюсь вещам, блюду естественность,
На Западной горе висят музыкальные пластины.
Рычит тигр, кричит обезьяна,
Вода чиста, река покойна.
Несет воды река, расстилается море,
Природа постигнута и свершилась судьба.

Общепонятный вариант:

Забываю себя и других, внутреннее и внешнее - одно.
Следую желаниям сердца, весь открыт Небесному простору.
Очищаю в себе иньское семя, сердце умерло, а дух живет.
Кровь и энергия привольно текут, все тело наполнено духом.

ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Центрированность (чжун): сознание и энергия организма находятся в гармонии, центр тяжести всегда пребывает на уровне поясницы.

Выверенность (чжэн): тело всегда сохраняет равновесие, центр тяжести в нем не отклоняется от центральной линии.

Покой (ань): движения совершаются без усилия, плавно и равномерно, дыхание ровное.

Перетекаемость (шу): вовлеченность всего тела и духа в сокровенный музыкальный ритм растяжения и сжатия, раскрытия и закрытия.

Легкость (цин): состояние собственной невесомости, как бы непринужденного парения в воздухе ("словно идешь под водой").

Одухотворенность (лин): особого рода просветленная чувствительность, предполагающая способность безупречно следовать потоку жизни.

Полнота, или законченность (мань): законченность, внутренняя самодостаточность каждого движения, каждого момента практики.

Живость (хо): живость как высшее, обобщающее качество движений, проистекающее из всех других элементов тайцзицюань. "Живое" движение одинаково эффективно во всех ситуациях и при всех способах применения силы.

В 1956 году Национальная комитет по физкультуре и спорту Китайской Народной Республики разработал сокращенную и упрощенную версию комплекса Тайцзи цюань, основанную на семейном стиле Ян. Новая короткая форма, состоящая из 24 движений, была рассчитана на 4–8 минутное исполнение. Из нее были исключены некоторые элементы, которые можно увидеть в длинной форме стиля Ян, такие, например, как сбить Лотос ногой (качающийся Лотос), удар носком ноги, Змея выпускает свое жало или Нести Тигра на гору. Также, по сравнению с традиционным комплексом стиля Ян, состоящим из 108 форм, было сокращено количество повторений некоторых движений (отражение, поймать воробья за хвост, руки движуться как облака, одиночный хлыст ).

Краткость Пекинской формы Тайцзи цюань и возможность ее быстрого освоения делают комплекс доступным для занимающихся любого возраста. Меньшая физическая нагрузка позволяет начинать заниматься и в старшем возрасте. Кроме того, комплекс дает хорошее начальное представление об основных элементах, присущих традиционому стилю Ян. Исполненная должным образом, короткая форма может служить примером изящности, красоты и многих основ мастерства. По этим причинам короткая Пекинская версия комплекса Тайцзи цюань стиля Ян стала достаточно популярна и теперь практикуется по всему миру.

При исполнении 24 форм должны соблюдаться все традиционные принципы тайцзи цюань. Двигаться следует медленно, непрерывно, округлять движения, не прикладывать чрезмерных усилий, расслабиться, держать голову ровно, направлять движения разумом, не подпрыгивать, сохранять вертикальное положение тела.
Дыхание должно быть глубоким и ровным, вдох осуществляется через нос, выдох — через рот. При движении рук к себе или вверх желательно делать вдох, при движении вперед или вниз — выдох.

24 формы Тайцзи цюань

1. 起 势 (Qĭ shì) Открывающее движение

2. 左 石 野 马 分 鬃 (Zuŏ yòu yĕ mă fĕn zōng) Дикая лошадь встряхивает гривой (направо и налево)

3. 白 鹤 亮 翅 (Bái hè liàng chì) Белый журавль расправляет крылья

4. 左 石 搂 膝 拗 歩 (Zuŏ yòu lóu xī ào bù) Почистить колено и «упрямый» шаг (направо и налево)

5. 手 挥 琵 琶 (Shŏu huī pí-pa) Игра на лютне

6. 左 石 倒 卷 肱 (Zuŏ yòu dăo juăn gōng) Отведение плеча (направо и налево)

7. 左 揽 雀 尾 (Zuŏ lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост слева

8. 石 揽 雀 尾 (Yòu lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост справа

9. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

10. 云 手 (Yún shŏu) Руки плывут как облака

11. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

12. 高 探 马 (Gāo tàn mă) Погладить спину лошади

13. 石 蹬 脚 (Yòu dēng jiăo) Удар правой пяткой

14. 双 峰 贯 耳 (Shuāng fēng guàn ĕr) Удар двумя кулаками по ушам

15. 转 身 左 蹬 脚 (Zhuăn shēn zuŏ dēng jiăo) Поворот тела и удар левой пяткой

16. 左 下 势 独 立 (Zuŏ xià shì dú lì) Выпад влево и стойка на левой ноге

17. 石 下 势 独 立 (Yòu xià shì dú lì) Выпад вправо и стойка на правой ноге

18. 左 石 穿 梭 (Zuŏ yòu chuān suō) Прокалывающий челнок (налево и направо)

19. 海底针 (Hăi dĭ zhēn) Игла на дне моря

20. 闪 通 臂 (Shăn tōng bì) Уклониться-промелькнуть пробивать рука

21. 转 身 搬 拦 捶 (Zhuăn shēn bān lán chuí) Поворот тела, перемещение, отведение и удар

22. 如 封 似 闭 (Rú fēng sì bì) Обманный уход

23. 十 字 手 (Shí zì shŏu) Скрещенные руки

24. 收 势 (Shōu shì) Закрывающее движение

 

 

Русские обозначения форм не претендуют на звание перевода с китайского.

Ссылки:

  • Схему движений можно посмотреть на сайте Удивительный Китай (http://china.kulichki.com/wushu/styles/taijiquan/24/)
  • Написано при попытке перевода статьи Michael P. Garofalo, Taijiquan Simplified 24 Movement Short Form in Yang Style