В современном обществе наблюдается тенденция к общему ухудшению физического здоровья человека. Острота данной проблемы становится особенно очевидной при ознакомлении со статистическими данными медицинских осмотров школьников. В таких условиях нельзя не уделять внимание физическому развитию ребенка как неотъемлемому аспекту воспитания здоровой, гармонично развитой личности. И поскольку немногие родители могут заниматься с детьми лично, то можно подобрать спортивную секцию, отвечающую интересам ребенка.

Однако, необходимо помнить, что методические принципы работы с детьми отличаются от методики тренировок со взрослыми, поскольку внутренние органы детей еще не окончательно сформировались, физиологические функции организма еще не оформились. Игнорирование физиологических особенностей детского организма может привести к нарушению нормального роста, что скажется впоследствии на здоровье. В связи с этим, необходимо очень тщательно подбирать группу для занятий, обращая внимание на опыт и квалификацию тренера.

Другим важным моментом при выборе секции должен стать возраст ребенка. Этот вопрос касается преимущественно детей дошкольного возраста и отчасти похож на вопрос готовности ребенка к школе или, другими словами, к систематическому обучению вообще. Дело в том, что на возраст пяти-шести приходится пик развития личностных структур и формирование так называемой социальной компетентности, составляющей основу процесса социализации личности. Таким образом, ребенок может оказаться в условиях, когда его социальных навыков будет объективно не хватать для адекватного поведения и саморегуляции в обществе.

С другой стороны, занятия в спортивных секциях менее продолжительны, чем школьные, и психологически дети шести лет уже вполне готовы к такой нагрузке. И для старших дошкольников регулярное занятие спортом может служить частью подготовки к школе.

Среди всех видов спорта хотелось бы особо отметить ушу. Это не просто вид спорта, ушу – уникальный феномен китайской культуры, и его воздействие на организм занимающегося имеет комплексный характер.

Во-первых, особые требования предъявляются к гибкости спортсмена. И в арсенале ушу имеется богатейший арсенал упражнений для развития гибкости – жоугун, ориентированный не только на растяжку мышц и сухожилий, но и на увеличение подвижности суставов. А, как известно, кто сохранит гибкость — отдалит старость.

Во-вторых, необходимым условием при выполнении как упражнений жоугун, так и всей базовой техники, является выпрямление спины, что положительно сказывается на выработке правильной осанки и, как следствие, приводит к уменьшению нагрузки на позвоночник. При регулярных долгосрочных занятиях можно избавиться от сутулости, исправить сколиоз и такой дефект осанки как «петушиная грудь». Также особое внимание на занятиях уделяется постановке дыхания. Это обусловлено необходимостью расслабления мышц при выполнении большинства упражнений на гибкость (а добиться этого можно только при глубоком спокойном дыхании), и самой природой силовых выбросов (например, при ударах). Такой подход способствует развитию дыхательной системы и, следовательно, достаточному уровню кислородного обмена, что становится особенно важно в подростковый период, когда на фоне ускоренного роста организма, увеличение объема грудной клетки происходит гораздо медленнее.

Кроме того, выполнение сложно-координированных движений формальных комплексов ушу способствует формированию не только таких физических качеств как выносливость, умение держать равновесие, координация, но и развивает внимание, память, концентрацию.

Неотъемлемой частью занятий ушу является участие в соревнованиях разного уровня. Помимо целого спектра ярких эмоций такой опыт дает каждому участнику возможность провести внутреннюю переоценку своих способностей и выработать целый ряд качеств, таких как целеустремленность, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию. Ребенок, участвовавший в публичных соревнованиях, приобретает уверенность в себе, становится более дисциплинированным, и, в целом, более стрессоустойчивым.

Согласно исследованиям психофизического состояния детей, проводимым А. В. Гаськовым и И. В. Марковцом, с увеличением продолжительности занятий в группах ушу улучшается нервно-психическое состояние детей. Таким детям присуща энергичность, эмоциональная уравновешенность, оптимизм в отношении будущего, у них снижается уровень тревожности, повышаются эмоциональная удовлетворенность, эмоциональное приятие отношений с членами семьи и окружающими. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие социальных ценностей, значимых людей и понятий, что означает наличие у них позитивного, радостного восприятия себя и мира.

Использованы источники:

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Среди огромного разнообразия восточных единоборств, достаточно ярко красотой движений выделяется ушу, из-за чего большинство людей занимающихся другими боевыми искусствами моментально ставят на нем клеймо танцев, считая тао (формальные комплексы) бесполезной тратой времени. Давайте посмотрим насколько справедливо подобное отношение.

Обратимся к истории: термин «УШУ» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника (искусство)». Этот термин существует с начала XX века, в то время как раньше использовались другие термины: «цзин-цзи», «цзи-цяо», «цзи-юн», «цюань-шу», «цюань-юн», которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники», «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из этих названий (цюань-юн) – самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Ши-цзин», датируемой 11-12 веками до нашей эры. Данный экскурс в историю был призван показать, что ушу даже в своем названии и терминологии содержит указание именно на прикладной аспект (удары, кулачную технику, воинское искусство).

Ушу с момента своего зарождения, прошло достаточно длительный путь и на сегодняшний день имеет многовековую историю. В самом Китае ушу развивалось по трем крупнейшим направлениям: уданское, эмейское, шаолиньское. Через некоторое время ушу постепенно стало распространятся и за пределами Китая. Так, некоторые мастера учили чужеземцев, которые, вернувшись на родину, открывали свои школы. Если разобраться, то такие боевые искусства, как карате, айкидо, вьет во дао, тхеквондо и многие другие берут свое начало именно из ушу. Тогда почему же учителя этих школ так яростно заявляют об уникальности школы, доказывая, что их техника самая лучшая, а метод преподавания единственно верный? Возьмем к примеру карате. Многие люди не знают, что до Гитина Фунакоси обозначение первого иероглифа было другим, и переводился он как «китайская», «Китай». Лишь в последствии когда началась широкомасштабная популяризация карате, оно стало именоваться «пустой рукой». Кроме того, многие борцы за «исключительность» своего стиля никогда не проводили сравнительный анализ техник. Так, можно однозначно утверждать, что тот, кто видел ката карате и тао нань-цюань поймет, что различие в них не столь существенно, каким его хотят видеть каратисты. Отдельные ката карате очень напоминают движения таких стилей ушу, как дуаньда, шаолинь- цюань, синь-и и некоторых других. Подобное положение вещей вполне естесственно, ведь все се это осталось от прародителей современного карате (серин и серей), которые в свою очередь берут начало из вышеперечисленных стилей ушу. Отличительной чертой японских школ перед китайскими являлось то, что техника была несколько упрощена, а взамен добавлено большее количество кумитэ (спарринговой работы). Все это, безусловно, сокращало процесс обучения, но наносило ущерб технике.

Давайте посмотрим ситуацию с еще одной известной японской школой – Айкидо. Все основные технические элементы этого стиля единоборств были взяты из дзю-дзюду и айки-дзюду, в которых достиг успеха Морихеи Уэсиба. А ведь и дзю-дзюцу и айки-дзюцу самураев ведет свою историю из старинной китайской школы цинь-на (техники захватов и заломов).

У каждой школы восточных единоборств на протяжении веков складывался упор на определенную технику боя, основатели школ отсекали все лишнее (как им казалось) и пытались развить тем самым определенную специализацию у школы: упор был на что-то одно, исходя из пристрастий отца основателя. Например, на работу ног, как в тхеквондо, а все остальное служило лишь вспомогательными элементами. Тхеквондо кстати, сформировалось на основе техник девяти разных корейских школ: Енмут-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван.

Всем очень хочется получить желаемый результат как можно быстрее, вот поэтому и порой уменьшается количество технических элементов, исчезают из практики формальные комплексы. Конечно, упрощение техники ведет к ускорению процесса обучения, но в то же время и снижает планку возможностей достижения высоких результатов. Посмотрите, например, на бокс - количество ударов и технических элементов ничтожно мало, зато с лихвой компенсируется спаррингом. Однако ни один боксер не способен показать того, что демонстрируют мастера ушу, находясь, порой в возрасте 60-70 лет.

Именно в этом кроется непонимание многих «заморочек» восточных единоборств и возникают вопросы о наличии смысла в огромном техническом арсенале и необходимости изучения формальных комплексов (тао, пхумсэ, куэна, ката). Именно отсюда и появляется искаженное представление об ушу, как о неком танце.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что в нашем распоряжении есть, доставшийся от предков огромный арсенал технических приемов и методов обучения, присущий ушу, которым надо распорядиться с умом. Нельзя отвергать даже какие-то части этого огромного наследия предков. Необходимо изо дня в день изучать все это, осмыслять, обогащаясь знаниями и обретая высокое мастерство.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Многим любителям боевых искусств знакомо название «ушу», однако отношение европейцев к этому древнему и сложному боевому искусству неоднозначное. Любители жестких контактных поединков, придерживаются мнения, что ушу, по большому счету, просто гимнастика (или балет) которую приятно делать по утрам плавно двигая руками в пространстве и делая суровое лицо, впитывать в себя какую-то космическую энергию, при этом прикладной характер в этом виде единоборств отсутствует напрочь.

Другое дело карате, кик-боксинг или тайский бокс - это настоящее мужское рубилово на ринге, а все эти полеты по воздуху и все такое, просто ерунда. В то же время, стоит отметить, что большинство людей не знает об ушу ничего, кроме того, что "это гармонизирует и полезно для здоровья". Кроме того, закреплению славы за уже назваными выше муай тай или каратэ, как «настоящими боевыми искусствами» способствовали именно представители ушу в кино: Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли, Марк Дакаскос. Парадокс, но факт, что рекламу и имидж каратэ создают ушуисты! Какое бы отношение не было к ушу, оно все же остается боевым искусством, а не просто гимнастикой. В качестве примера, приведу одну правдивую историю, которая случилась в далеком 1909 г. В город Шанхай, прибыл на гастроли знаменитый боксер О-Брайен. Он вызвал на поединок всех желающих, пообещав свернуть шею любому китайцу. Вызов О-Брайена принял Хо Юаньцзя, пятидесятичетырехлетний уроженец Хэбэя, носитель традиции стариной родовой школы Мицзун цюань. Подготовка к матчу затянулась, так как Хо отказывался принять ограничения, связанные с безопасностью партнера и настаивал на проведении настоящего поединка. В конце концов, когда договоренность о проведении боя, с грехом пополам, была достигнута, нервы О-Брайена не выдержали, и он тайно покинул Шанхай.

Ушу как спортивное направление в России стало официально развиваться с 1985 года, когда Г.Н. Музруков (сейчас - президент Федерации ушу России) направил генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву письмо, в котором предложил культивировать в СССР китайскую гимнастику ушу как компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры. В тот момент, как писала пресса «советские руководители активно искали новые пути сближения с Китаем, и предложение Г. Музрукова, несмотря на действовавший запрет на изучение каратэ и всего связанного с восточными боевыми искусствами, было принято». Именно в это время в стране начался настоящий бум ушу. Несмотря на такую короткую историю, сейчас ушу в России вполне сложившийся и развитый вид спорта. Российская сборная команда является неоспоримым лидером в Европе, а на мировом уровне уступает только Китаю, а с 2005 года Ушу является Олимпийским видом спорта.

Ушу это целый мир боевых искусств, здесь есть все - плавность, гибкость, отточенность движений, которые гармонично сочетаются с элементами повышенной сложности и силой - высокие прыжки с поворотом в полете на 360, 540, 720 градусов и последующим приземлением в шпагат, сложные равновесия, следующие за суперскоростными движениями, когда сердце бьется бешено, а ты должен хладнокровно замереть в равновесии до сигнала судьи. И 10 секунд кажутся вечностью не только спортсмену, но и зрителям. Поверьте такой физической нагрузки Вы не получите ни в каком другом виде спорта и не передать словами то чувство гордости за владение своим телом, когда вы выполняете сложные элементы, когда шпагат для вас - очень комфортное положение и вы можете наносить удары буквально из любого положения. Для любителей выяснения отношений на ринге, существует стиль Саньда.

В заключении, хочу высказать свое мнение относительно преимуществ ушу перед другими единоборствами. Поверьте, после комплексной подготовки тела и духа, которую получают в ушу, карате или кикбоксинг для Вас будет просто легкой разминкой, переход в другой вид боевых искусств станет очень легким. Только, я очень сомневаюсь, что человек, который начнет тренироваться ушу, когда-либо захочет перейти в другой вид боевых искусств.