Ушу и физическое развитие ребенка

В современном обществе наблюдается тенденция к общему ухудшению физического здоровья человека. Острота данной проблемы становится особенно очевидной при ознакомлении со статистическими данными медицинских осмотров школьников. В таких условиях нельзя не уделять внимание физическому развитию ребенка как неотъемлемому аспекту воспитания здоровой, гармонично развитой личности. И поскольку немногие родители могут заниматься с детьми лично, то можно подобрать спортивную секцию, отвечающую интересам ребенка.

Однако, необходимо помнить, что методические принципы работы с детьми отличаются от методики тренировок со взрослыми, поскольку внутренние органы детей еще не окончательно сформировались, физиологические функции организма еще не оформились. Игнорирование физиологических особенностей детского организма может привести к нарушению нормального роста, что скажется впоследствии на здоровье. В связи с этим, необходимо очень тщательно подбирать группу для занятий, обращая внимание на опыт и квалификацию тренера.

Другим важным моментом при выборе секции должен стать возраст ребенка. Этот вопрос касается преимущественно детей дошкольного возраста и отчасти похож на вопрос готовности ребенка к школе или, другими словами, к систематическому обучению вообще. Дело в том, что на возраст пяти-шести приходится пик развития личностных структур и формирование так называемой социальной компетентности, составляющей основу процесса социализации личности. Таким образом, ребенок может оказаться в условиях, когда его социальных навыков будет объективно не хватать для адекватного поведения и саморегуляции в обществе.

С другой стороны, занятия в спортивных секциях менее продолжительны, чем школьные, и психологически дети шести лет уже вполне готовы к такой нагрузке. И для старших дошкольников регулярное занятие спортом может служить частью подготовки к школе.

Среди всех видов спорта хотелось бы особо отметить ушу. Это не просто вид спорта, ушу – уникальный феномен китайской культуры, и его воздействие на организм занимающегося имеет комплексный характер.

Во-первых, особые требования предъявляются к гибкости спортсмена. И в арсенале ушу имеется богатейший арсенал упражнений для развития гибкости – жоугун, ориентированный не только на растяжку мышц и сухожилий, но и на увеличение подвижности суставов. А, как известно, кто сохранит гибкость — отдалит старость.

Во-вторых, необходимым условием при выполнении как упражнений жоугун, так и всей базовой техники, является выпрямление спины, что положительно сказывается на выработке правильной осанки и, как следствие, приводит к уменьшению нагрузки на позвоночник. При регулярных долгосрочных занятиях можно избавиться от сутулости, исправить сколиоз и такой дефект осанки как «петушиная грудь». Также особое внимание на занятиях уделяется постановке дыхания. Это обусловлено необходимостью расслабления мышц при выполнении большинства упражнений на гибкость (а добиться этого можно только при глубоком спокойном дыхании), и самой природой силовых выбросов (например, при ударах). Такой подход способствует развитию дыхательной системы и, следовательно, достаточному уровню кислородного обмена, что становится особенно важно в подростковый период, когда на фоне ускоренного роста организма, увеличение объема грудной клетки происходит гораздо медленнее.

Кроме того, выполнение сложно-координированных движений формальных комплексов ушу способствует формированию не только таких физических качеств как выносливость, умение держать равновесие, координация, но и развивает внимание, память, концентрацию.

Неотъемлемой частью занятий ушу является участие в соревнованиях разного уровня. Помимо целого спектра ярких эмоций такой опыт дает каждому участнику возможность провести внутреннюю переоценку своих способностей и выработать целый ряд качеств, таких как целеустремленность, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию. Ребенок, участвовавший в публичных соревнованиях, приобретает уверенность в себе, становится более дисциплинированным, и, в целом, более стрессоустойчивым.

Согласно исследованиям психофизического состояния детей, проводимым А. В. Гаськовым и И. В. Марковцом, с увеличением продолжительности занятий в группах ушу улучшается нервно-психическое состояние детей. Таким детям присуща энергичность, эмоциональная уравновешенность, оптимизм в отношении будущего, у них снижается уровень тревожности, повышаются эмоциональная удовлетворенность, эмоциональное приятие отношений с членами семьи и окружающими. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие социальных ценностей, значимых людей и понятий, что означает наличие у них позитивного, радостного восприятия себя и мира.

Использованы источники:

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.