Тринадцать форм

Одной из наиболее любопытных черт Тайцзицюань является разработанная философская основа, присутствующая в каждом базовом принципе и движении и согласующаяся с даосской моделью мироздания. Связь с древнейшими натурфилософскими системами появилась еще до того, как возникло название «Кулак Великого Предела», что нашло свое отражение в старых названиях Тайцзицюань, в том числе и в названии «тринадцать форм» (十三式).

Тринадцать форм, составляющих основу искусства тайцзицюань, включают в себя восемь технических действий рук («восемь врат», 八 門), каждому из которых поставлена в соответствие одна из триграм Ицзинь, и пять действий ног.

Действия рук: 八 門

«Восемь врат» олицетворяют восемь триграм и соответствуют следующим действиям рук:

四正方
4 прямых направления
Цянь пэн защита
Ли ань толкать
Кань цзи давить
Кунь люй отведение
四隅方
4 диагональных направления
Сюнь цай отведение вниз
Чжень ле разведение
Чэнь као толчок предплечьем
Дуй чжоу локоть

В приведенной системе соответствий существенно то, что движения и позиции своим характером отражают специфику каждой триграммы «Книги перемен», обусловленную порядком расположения черт. Цзянь Фусинь приводит следующие варианты толкования этой взаимосвязи:

Действие Пэн (защита) соответствует триграмме Цянь, состоящей из трех активных черт Ян, и характер защитных действий в Тайцэицюань — активный, эластичный, построенный на использовании энергетических «всплесков».

Действию Цзи («давить») соответствует триграмма Кань, состоящая из двух черт Инь и черты Ян в середине. Именно поэтому характер действия Цзи напоминает действие воды: мягкое и податливое снаружи оно остается активным внутри и не знает себе равных в преодолении твердого и жесткого.

Триграмме Ли «огонь» соответствует действие Ань — «толкать». Расположение черт (иньская черта между двумя чертами Ян) раскрывает секрет этого движения: если в начале толчка (нижняя черта Ян) вы наталкиваетесь на противодействие, то следует на мгновение ослабить руки (черта Инь в середине), в результате чего противник потеряет равновесие, и сразу же возобновить толчок (верхняя черта Ян), повергнув его на землю.

Действия ног: 五步

Пять действий ног — передают идею пяти первоэлементов (огня, воды, дерева, металла, почвы) и также могут быть охарактеризовани исходя из свойств соответствующего элемента.

  1. продвижение вперед (цянь цзинь 前進),
  2. отступление назад (хоу туй 後退),
  3. поворот влево (цзо гу 左顧),
  4. поворот вправо (ю пань 右盼),
  5. центрирование-укоренение (чжун дин 中定)

При подготовке использованы материалы: